Бөтә яңылыҡтар

Я видел сожженные села…

К нам в руки попала необычная тетрадь. В ней – воспоминания ветерана Великой Отечественной войны, связиста и разведчика. Страницы тетради вдвойне ценны тем, что всё в ней написано рукой самого Хурмата Гадельшина.

«На защиту Родины я был мобилизован 25 августа 1942 года и попал в стрелковый полк Степного Третьего Украинского фронта.

В первый бой вступил 17 декабря в районе Днепропетровска. В этот день мощным огнем артиллерии, с участием «Катюш» и стремительной атакой войск, оборона противника на западном берегу Днепра была прорвана. Враг был отброшен на 15-20 километров. Против наших частей стояла шестая итальянская армия, которая не выдержав удара, поспешно отступала. В течение двух-трех дней боев в районе Малой Лазовки Днепропетровской области в плен было взято более 10 тысяч солдат и офицеров.

Нашему химвзводу под командованием младшего лейтенанта Ехимовича было приказано конвоировать пленных и сдать их на станции Воробьевка Воронежской области. С большими трудностями и ценой жизни двух наших бойцов задача была успешно выполнена. После чего наше подразделение было зачислено в другую формирующуюся часть – 52-ой отдельный армейский минометный полк, в котором пришлось прослужить связистом и разведчиком артполка с 26 декабря 1942 года по 7 апреля 1945 года.

7 апреля 1945 года на австрийской земле был ранен. После этого попал в военную комендатуру города Печь в Венгрии.

За годы войны было много больших и малых боев, пришлось сражаться за освобождение украинских городов Харьков, Черкассы, Полтава, Красноград, Днепропетровск, Калач, Кривой Рог, Цветково, Купянск, принимать участие в уничтожении окруженных Корсунь-Шевченковской и Яссо-Кишиневской вражеских группировок, взятии Бухареста, Софии, Белграда, Будапешта.

Всех боевых эпизодов не опишешь. Приведу лишь несколько примеров.

Судя по карте в трех километрах от расположения наших передовых частей по другую сторону леса стоял небольшой югославский город Крушевац. Нам приказали разведать наличие врага в городе. Туда мы, человек 10-12, пошли с наступлением темноты. Тихо шли по поляне. Впереди увидели маленькую речку, берега которой заросли кустарником.

Как только мы дошли до речки, с трех сторон начали стрелять из автоматов и пулеметов, а затем и из артиллерии. Так мы попали в немецкую засаду. Вышли из нее боем, потеряв при этом несколько товарищей.

Нашему артдивизиону было приказано до рассвета форсировать на пароме реку Дунай и минометным огнем поддержать роту пехотинцев, закрепившихся на маленьком плацдарме в югославском городе Земень.

Плацдарм в длину был не более километра, в ширину занимал один ряд домов. Другой ряд улицы занимали хорошо вооруженные немцы, имевшие танки. Мы не смогли переправиться через Дунай до рассвета. На середине реки наш паром попал под бомбежку фашистских самолетов и в результате был поврежден.

Во время бомбежки был тяжело ранен мой земляк – уфимец Мидхат Хамзин. Я вынес его с парома и сдал в санбат.

Одна из наших минометных батарей из четырех стволов заняла огневую позицию на западном берегу и вела огонь по врагу. Огонь корректировался с наблюдательного пункта, занятого нами на правом возвышенном конце плацдарма. Его удерживали около суток, отражая многократные атаки противника.

Как ни старались немцы отбросить нас за Дунай, им это не удалось. С подходом подкреплений плацдарм был расширен, и на следующий день город был полностью освобожден от фашистов.

Ужасы войны никогда не забудутся, и никто не пожелает их повторения. Я своими глазами видел безвинно замученных женщин, детей, стариков. Видел до основания разрушенные города, сожженные села, в которых из земли торчали лишь печные трубы, видел голодных людей без одежды и обуви… Никогда не забуду я этих картин.

В памяти будут жить и имена моих однополчан, погибших в боях за Родину.

Пусть войны навсегда уйдут из жизни человечества. Это страшное бедствие для всех народов. Старшее поколение нашей страны испытало на себе все тяготы войны. И мы, ветераны Великой Отечественной войны, от всей души желаем молодому поколению не испытать того, что выпало на нашу долю».


Хурмат Гадельшин родился 22 декабря 1913 года в деревне Аюпово в семье крестьянина-середняка вторым ребенком среди шестерых детей.

Всю жизнь отдал работе в сельском хозяйстве – был агрономом-семеноводом, заведующим семеноводческой лаборатории, главным агрономом. После войны трудился председателем колхоза «Путь Ленина» («Ленин юлы»), заведующим Большеустьикинского рынка.

42 года прожил в счастливом браке с Камилой Давлетбаевной – уроженкой Караидельского района. Супруга много лет работала заместителем прокурора района. Они воспитали семерых детей.

За безупречную службу Родине Хурмат Хурамшинович был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За Отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», медалью Жукова, благодарственными грамотами главнокомандующего Конева, Военного Совета Армии.

В 1996 году он ушел из жизни.