Мәсетле тормошо
+13 °С
Болотло
Бөтә яңылыҡтар

Судьба семьи в годы войны

Великая Отечественная война оставила неизгладимый отпечаток в жизни наших граждан. В редакцию нашей газеты продолжают поступать письма от родственников ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Многих из тех, о ком они пишут, давно нет в живых. Но память о них вечна.

Внуки Даяна Мугинова не забывают о подвигах деда, который принимал участие в этой кровопролитной войне.
«Наш дед, Даян Мукминович Мугинов родился 10 мая 1911 года в деревне Большекызылбаево Мечетлинского района. Вырос в многодетной семье. Его отец не вернулся с Гражданской войны 1918-1920 гг. Он был самым старшим ребенком в семье, и быт деревенской жизни лег на его плечи. Но он прошел все эти трудности достойно. Вырос очень трудолюбивым.
Создав свою собственную семью с нашей бабушкой Мунаварой Садиковной, они переехали в поселок Первомайский Салаватского района. По странному стечению обстоятельств, он имеет несколько названий: Кукшик, Боксит, Первомайский. Кукшик – так называется железнодорожная станция, расположенная в селе (по названию горы Куксиге, что в переводе с башкирского означает край неба). Боксит — название месторождений бокситовых руд. Первомайский — официальное название некогда рабочего поселка. В то время несколько семей из Большекызылбаево переехали в этот поселок. Устроились работать на железнодорожную станцию.
В их семье на свет появились три дочери. Жизнь спокойно текла по своему руслу. Но началась война, которая перевернула весь жизненный уклад семьи. Уже в феврале 1942 года дедушку призвали на военную службу. Он не успел даже перевезти жену и детей обратно в Большекызылбаево, где жила его мама. Бабушка Мунавара осталась одна с маленькими детьми на руках, в чужом поселке. Самой старшей было пять лет, средней два годика, младшей всего три месяца от роду. Тогда она приняла решение вернуться в свою родную деревню.
Нам запомнился рассказ бабушки про то, как она спасла солдата:
«Время было очень сложное. Лето 1942-го года. Я оставила дочерей соседке и пешком направилась в родную деревню для того, чтобы найти лошадь для переезда. На обочине дороги заметила, что кто-то лежит и стонет. Подойдя поближе я увидела раненого солдата. Помочь ему самостоятельно не могла, и тогда я стремительно направилась в деревню, где разыскала лошадь и фельдшера, чтобы забрать его. Позже оказалось, что солдата Кашафа Сафиуллина после госпиталя, отпустили на Родину в отпуск. И так как раны еще не зажили по дороге ему стало плохо».
Этот ее поступок стал примером для нас. Бабушка не смогла пройти мимо чужой беды, и благодаря ей солдат остался жив.
Чтобы прокормить детей, она работала днем и ночью. Зимой латала валенки, а летом сеяла табак и меняла его на продукты, также продавала собственноручно выращенные овощи. По 15 раз в день приносила воды коромыслом из реки для полива растений.
Наш дедушка Даян Мугинов воевал в Ленинграде с начала и до конца блокады. Познал все горести войны. Сначала участвовал в боях в составе 165 отдельной разведроты, а затем до конца войны в 744 стрелковом полку. С победой дошел до самого Берлина.
За боевые заслуги был удостоен множества наград. На его праздничном пиджаке не было места, вся грудь была в орденах и медалях. Среди них орден Отечественной Войны II степени, медаль в ознаменование 100-летия со дня рождения Г. К. Жукова и множество других юбилейных медалей.
Окончание войны стало новой счастливой страницей в жизни семьи. Наконец они воссоединились. Дедушка вернулся с войны с тяжелыми ранениями. Со временем жизнь начала налаживаться, раны заживать. Устроился работать в совхоз. Появились на свет еще две девочки и один мальчик. Но в его теле оставались множественные осколки, которые до конца жизни давали о себе знать, как отголоски той страшной войны.
Дедушка умер в 1999 году на 79-ом году жизни в родной деревне Больше-кызылбаево.